Galley "Nort" галера "Норт"
I
Главная
I
I
I
I
Ссылки I Гостевая I Обратная связь I

Galley "Nort". 2011. Галера "Норт". год 2011.

Часть 1. Приключения начинаются!
Часть 2. Первая дорога
Часть 3. подготовка к новому сезону

И страничка и само судно на реконструкции.
А пока здесь хроника событий.

забегая вперед анонсирую памятный календарь-коллаж на 2012год, полный размер - формат А3. Звоните, заказывайте, чтобы не печатать по одному листу.

Galley "Nort"

ЧАСТЬ 1. А помнишь, как все начиналось? Все было впервые...

Предыстория.
Предыдущая постройка - "Большой плот 2009" конечно же хороша, особенно если у вас есть уйма времени и компания расположена к неторопливым созерцательным походам без особых напряжений. Но все же для меня (пока) такой образ путешествия кажется слишком уж статичным (скучноватым). Как ни старайся, а разогнать тяжелый плот занятие бесперспективное и монотонность движения никак не гармонирует с желанием сотворить что-нибудь "этакое".
Иное дело быстрое весельное судно, когда дружная команда еще более сплачивается за дни похода, когда гребные песни объединяют команду и разгоняют лодку, когда простая физическая усталость к концу дня с удовлетворением соизмерима пройденному расстоянию....
И вот с такими мыслями прообраз весельного судна стал обретать свои очертания пока в неких отдаленных и туманных планах, пока интернет не выбросил на поверхность необычное и потенциально пригодное для модернизации судно.

Лодка ДЛ-10, некогда состоящая на вооружении Советской Армии, несмотря на свой почтенный возраст и "не новое" состояние (30 лет под открытым небом) оказалась вполне подходящей для дальнейших экспериментов. Грузоподъемность до 3х тонн, в рабочем состоянии длинна 9,5м, ширина 1,5м, борт 0,6 м, каждая половинка, соответственно 4,8 м длинной и может ходить автономно Вес - 2х250. Есть шесть банок для 12 гребцов. Вмещает до 24 чел (десант) со снаряжением. Обслуживающий экипаж 6 чел. На базе таких лодок строили понтонные переправы в т.ч даже для танков. Большое преимущество - компактность, сложенная лодка грузится на любой прицеп и транспортируется в нужное место, да и хранить ее просто - можно прислонить "два блина" к свободной стенке и всё.

  • 15 Мая 2011. Лодку привезли и кое-как разгрузили. По субъективным ощущениям вес каждой секции около 250-300 кг.
    Лодка состоит из 2х секций, каждая может быть автономной, а в соединенном состоянии получается судно размером 9,5 х 1,5 метра (борт - 60 см). Дно плоское, есть пенопластая вставка, не дающее затонуть даже при полной заливке (загрузке) по борта. Вмещает на 6 банках (скамейках) до 24 человек. в сложенном состоянии представляет собой два блина толщиной 25см и весом... около 300 кг (хотя есть утверждение что одна секция весит 170 кг. Слабо верится, но может еще просохнет да полегчает...).
    Вылили по 20 литров воды с каждой половинки, собрали для просушки и уже видимого предстоящего ремонта. Бакелитовая фанера стойко сопротивлялась непогоде последних 30 лет, но все же солнце и дождь повредили кое-где часть верхнего слоя, требуется глубокая пропитка и грунтовка-шпаклёвка. Сложенная лодка смотрится даже более грандиозно чем на редких картинках интернета. Да она просто ГРОМАДНАЯ!!! :о))
    ......Есть 4 весла, нужно еще хотя бы 4 изготовить.....и еще изобресть уключины......рулевое весло... далее будут раздумья о покраске.... но это потом, пока что главное - восстановить корпус.

  • Галера
  • Май 2011.
    Приобрел материал для тента. Странная цена в условиях странного времени, 4 у.е за метр, материал белый, плотный очень крепкий, практически непродуваемый, синтетика, вроде как из серии тканей "Memory". По утверждению продавца, такую охотно разбирают на паруса (вот тут то я и купился).
    Гм... А как себя поведет синтетика под ультрафиолетом? Похоже придется самому узнать со временем.

  • 1 июня 2011. Лето пришло!!! :о)
    Корпус обработан и пропитан в несколько приемов горячей олифой.
    После прочтения кучи книг и ошалев от информации и цен на яхтенные лаки и прочие хорошие краски, принял решение - делать просто, сердито и из доступных материалов. Первый слой для поврежденной фанеры - пропитка из горячей олифы с уайт-спирритом, второй - горячая олифа с добавлением сурика железного (5-10%) и немного тертой канифоли растворенной в уайт-спирите. Сухой шпон всосал первую порцию со свистом и пузырями. Второй слой уже лёг как надо. Хорошо бы добавить алюминевою пудру (10-20%), как утверждают авторитетные источники водостойкость покрытия и защиты при этом увеличивается на порядок, но рука не поднялать закрашивать "люминием" красивый глубокий красновато-коричневый цвет дерева.

    Nort
    одна из моделей реализации галеры

    Одна из насущных задач - спроектировать "правильную" форму для приставного "носа" и "хвоста", а так же каркас для тента от солнца-ветра-дождя. Собственно, эти несложные приспособления призваны придать более благородные формы будущей галере и дать тень бедным гребцам (необязательно бедным). Опыт длительного сплава на плоту под палящим весенним солнцем говорит о жизненной необходимомти тента.
    А вот "нос" и "хвост".... Тут непросто... прототипы - греческие, римские галеры, биремы... вариантов масса. Но скорее всего придется покрутиться с картонным шаблоном по месту, так как чертеж не дает полной ясности и гармонию пропорций оценить трудно.
    ...да... главное - хвост!... ))

    ................... а еще нужен барабан! :о)

  • 2 июня 2011.
    Тент-навес. Дожен быть прочным, простым в установке, стойким к ветровым нагрузкам (дабы не превратиться бы в "Летучий корабль"), не мешать обзору и в то же время закрывать от солнца, дождя, ветра, быть быстросъемным в случае необходимости, да еще и автономным (установить на берегу).
    Вместе с тем тент должен вписываться в общую геометрию и концепцию галеры (и создавать ее в том числе).
    Упф-ф-ф..... Вроде все просто. Осталось только семь раз отмерять... )
    Еще нерешенный важный вопрос - концепция каркаса для тента - на три опоры или на две? Верхние планки делать в виде дуг или растягивать тент на крестовину, как у мачты? Или вообще делать "классическим домиком"... На рисунке - попытка просчитать на три опоры. Это не конечное решение, на две опоры мне больше по душе, просто такой рисунок сейчас под руку попался.

    22 июня 2011. День летнего солнцестояния.
    Сегодня наступило событие планетарного масштаба - в этот день приходит самое настоящее астрономическое лето, а так же самая короткая ночь.
    А так же наконец-то после семи и более раз примерок и коррекций произведен распил фанеры для изготовления "носа". "Попрыгать" возле него довелось немало, но зато результат похож на ожидаемое. Продолжение следует...

    My Galley
    Примерка боковых звготовок

    Galley
    Примерка боковых заготовок

    galley Nort

    формовка носовой части. готовность 60%

    First Fish
    "Первая рыба" (из обрезков)

    5 июля. Создание "хвоста" затянулось. Перебрав кучу вариантов и прототипов, семь и более раз примеряв и отмеряв, все же пришлось приходить от проекта к действию. "Хвост" получился составной - из опорного "клыка" и верхней декоративной части, т.к. размер фанерного листа 1,5м. Нижняя точка загнутой хвостовой части чуть более 2м, что не должно мешать рулевому (а более длинные пусть гребут двумя длинными руками)).
    Заготовки вырезаны, осталось собрать, но начался сезон дождей... По многолетним наблюдениям - после Яна (языческое Купалье, день летнего солнцестояния) наступает 2 недели дождей и сырости. сборку пришлось отложить "до лучшей погоды". Паралельно изготавливаются весла, уключины и банки (сиденья).

    galley Nort

    31 июля. Размышления перед стартом.
    День испытания судна назначен. 6 августа галера пройдет свой первый путь. На сегодняшний день есть необходимый минимум для проведения пробного сплава - весла, банки, рулевое весло и "носы и хвосты", хоть и в черновом варианте, но все же придающие судну очертания галеры. Тент и прочие предлагаемые украшения, прочая оснастка не будут применяться, пока не будет ясен ответ на главный вопрос - ".... ииии-и.... ....КАК??"
    Испытание должно показать - будет ходить судно или останется неуклюжей красивой игрушкой. Значительный вес (около 400кг) может потребовать от команды значительных усилий в движении и маневрировании (и при погрузке-разгрузке так же), возможно даже более значительных для "просто погулки", что сужает круг потенциальных покорителей рек страны (и других стран) до дюжины крепких суровых парней, которых тоже непросто собрать в нужное время в нужном месте (и в нужном количестве).

    У меня спрашивают - Почему галера называется "Норт"?. Может все-таки "Норд" (север), мы не ослышались?
    Возвращаясь к истокам (Экспедиция "Вилия-Neris 2007" дала много новых начинаний и идей), слово это всплыло из давних историй того времени, когда река была полноводной, а одним из непростых ремесел было сплав леса по реке до Вильно (терперешний Вильнюс) и далее, до Крулевца (ране Кенинсберг, ныне Калининград).

    Норт - это главное направление движения потока воды в реке или "река в реке", стремнина. Идти по норту легко, без больших усилий плот быстро преодолевает большое растояние - река сама несет. Но опасно "сбиться с норта", уйти с потока. Плоты могло затянуть в заводь, сломать строй и вывести обратно в поток стоило немалых усилий и потерянного времени. "Трымайся норта, а то пойдзеш да чорта!" - старая пословица плотогонов "тех" времен.
    Норт
    хорошо виден по быстрой цепочке пузырей за порогом или перекатом. И даже на неспешном течении, на широком повороте реки байдарка, идущая по еле заметному норту как правило легко и непринужденно обгоняет (догоняет) коллег, пожелавших "срезать" поворот напрямик.

    Суббота, 6 авуста. Первая дорога.

    Итак, свершилось! Испытания прошли успешно и лодка подтвердила своё право называться "галерой". Лодка оказалась очень устойчивой, осадка для команды из 13 человек составила около 10 см (!!!), поэтому многие мели и подводные камни мы просто не заметили. Несмотря на "недокомплект " нормальных весел (4 полноценных весла плюс набор катамаранных весел) лодка легко уравляется и хорошо набирает скорость. Средня скорость движения составила 5 км\ч максимальная - 9 км\ч. Судно хорошо управляется, благодаря плоскому дну и небольшой осадке лодка послушно слушается руля и весел, вращаясь на поверхности воды как на шарнире. Большая лопасть рулевого весла позволяет легко корректировать курс и может практически мгновенно развернуть судно. Достаточное пространство позволяет свободно перемещаться по палубе, и даже прилечь на скамье (пятками за борт). А сборка лодки в рабочее состояние занимает всего 10 мин.

    Лодка подтвердла целесообразность дальнейшего развития и улучшения. Предстоит изготовить еще три пары весел, улучшить конструкцию рулевого весла, установить разборную рамку для навеса и сам тент - навес, так же продумать вариант установки мачты с прямым парусом (пусть даже с более эстетическими чем практическими целями), изготовить фигуру на "нос", и конечно же покраска-раскраска. Очень хорошо в интеръере галеры выглядят цепи на ногах гребцов, а барабанный ритм заметно ускоряет ход...

    Главная трудность эксплуатации на сегодняшний день - погрузка-разрузка. Команда из 6 человек с этим справляется без особых усилий, но дополнительные приспособления вроде досок, веревок и лебедки смогут облегчить жизнь.

    Экзотическая лодка не раз вызывала удивленые возгласы от отдыхающих на берегу "Смотри, смотри какая лодка плывет!!!", что и радовало. Мы приветствовали поднятыми веслами, нам махали руками вслед, что-то кричали еще с удаляющегося берега.
    Рыбаки просто молча провожали взглядом, видимо потрясенные размахом действа (или крепости припасенных напитков). Чтобы как-то прибодрить их я бодрым голосом им сообщал радостную весть - "Мы к вам рыбу гоним аж от Сморгони! Ловите момент".
    Напряженные лица тогда разглаживались, люди улыбались и махали вслед рукой.
    Таких лодок здесь точно не ходило (по крайней мере за последние пару веков). Удовольствие получили все, - и экипаж и сопровождающие байдарки и те, которые "Эй, там!, на берегу!!!".
    Погода радовала жарким солнцем, теплым и попутным (!!!) ветерком и, река Вилия - своими ландшафтами.

    Сплав завершился в местечке Жодишки, гда праздник продолжился до глубокой ночи на великолепной открытой террасе с видом на реку и лес "на том берегу. Далее были песни, пляски под дуду от мастера Виктора Кульпина, небольшой гитарный концерт барда Олега Мизуло в перемешку с песнями Высоцкого от "Палыча", впервые прозвучал экзотический интрумент "глюкофон".

    Фотографии и подробности сплава смотрите делее.

    Часть вторая. Первая дорога.
    Часть третья. Подготовка к новому сезону

     

 


© Vedzen 2009
http://vedzen.narod.ru

 

Hosted by uCoz