Veden page

 

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛОТУ

Многие события начинаются со слов "а почему бы и нет?". В один из зимних вечеров, за традиционным чаепитием, когда в компании туристов с удовольствием вспоминаются памятные события прошедшего сезона, да строятся планы на предстоящий и прозвучали такие слова. Поводом было и упоминание о знаменитом плоте "Блюшкис", с которым вместе путешествовали во время экспедиции "Вилия-Neris"2007, и увиденный летом большой длинны плот, неторопливо сплавляющийся по Неману, и идея принести свой вклад в развитие замечательной агроусадьбы туристического направления "Вита" и, не без оснований, уверенность что эта работа нам по плечу, и конечно же желание попробовать себя в столь непривычном виде все же активного отдыха.

Испытания намечены на 1-майские выходные на реке Вилия на участке "агроусадьба Вита" - м.Жодишки.
Цель - провести ходовые испытания плота, проверить надежность конструкции при расчетной грузоподъемности 10 человек, управляемость и маневренность плота в условиях наличия порогов и подводных камней, пригодность данного участка реки для сплава на плоте подобных размеров и получить удовольствие от отдыха на воде.
Дополнительно, пользуясь предоставленным высокоточным оборудованием (GPS) планируется запись трека, отметка и запись координат порогов, камней, поворотов, удобных мест остановок, запись глубин (эхолотом, только по пути движения плота). Результаты прохождения маршрута позже войдут в общее описания маршрута путешествия по Вилии и будут опубликованы здесь же.
Расстояние 17-20 км, предполагаемое время - около 6-7 часов сплава. К сплаву планируется присоединиться плот туристов из Сморгони и ПСН-10 от агроусадьбы "Вита".

Хроника событий

Часть 1. Сборка плота.
Часть 2. Отчет о путешествии.

Часть 1. Сборка плота.

Апрель - от слов пора переходить к делу.
За зиму разработан эскиз конструкции, подготовлены основные материалы. Основные требования заложенные в конструкцию - надежность и транспортабельность при размерах 5,5х3 метра. Конструкция состоит из трех одинаковых секций, на две пластиковых 200-литровых бочек в каждой. Основу жесткости составляет каркас из продольных досок 200х40 на ребре и поперечные доски несущих верхнюю часть (палубу) и нижнюю с усилением поперечной доской на ребре (двутавр), с устройством диагонали, а так же усиление соединений металлическими уголками. Соединение секций - П-образные металлические скобы на болтах.

1. Апрель. Начало работ

пошаговая фотохроника будет позже

Рабочий эскиз. Впоследствии был переработан и улучшен

2.
...Апрель. Месяц до начала испытаний и работы по сборке плота в самом разгаре. Приходится работать до темна

3. 17 апреля. Сегодня практически полностью закончена одна секция. Готовность остальных - 90 и 80%. Дерево пропитывается антисептиком и промазывается горячей олифой. Установлены металлические усиливающие уголки на всех соединениях, проведена обработка досок антисептиком.


В работе применялась переносная аккумуляторная дрель BOSCH и шуруповерт. Доски после обработки биозащитой приобрели неказистый пятнисто-зеленоватый вид.



Сегодняшний день примечателен тем, что появился меценат Олег Гайдукевич и внес свой посильный вклад в общее благое дело (крепеж, бензин, пропитки).
Ура, товарищи! Берите пример с Олега!

Конструкция крепежа бочек была изменена. Если в исходном проекте бочки полностью уходили ниже плоскости коробки настила, то в данном случае решили их приподнять и сделать регулируемыми. Бочки держатся на ремнях (2 ленты из пожарного рукава) и высота осадки может регулироваться по необходимости.

Часть 2. Отчет о путешествии.

Сборка плота. Все же времени в Минске не хватило, и первый день был посвящен сборке и подгонке секций, крепежа и регулировки положения бочек, изготовлению шестов, руля и прочих необходимых и полезных приспособлений. Агроусадьба "Вита" сегодня наш базовый лагерь и место сбора путешественников.

Незанятые в сборке плота просто отдыхали в агроусадьбе.

Первый спуск плота на воду. Проверка на грузоподъемность и управляемость.

Плот ПСН-10 от усадьбы "Вита".

Итак - "Прощай земля". Первое путешествие плотогонов во Вилии в началось в 12.45 2 мая 2009 года от рождества Христова.
Плот неплохо управляется рулем. Оптимальное положение для движения и маневрирования получилось при выносе рулевого весла вперед.
Отталкиваясь от дна шестами можно было ускорить движение и управлять плотом.

Возле д.Рыбаки река делает поворот вправо. На повороте справа и далее большая мель, идем ближе к левому берегу.
Здесь большая глубина (около 2,5м) и камни в русле, приходится лавировать.

К 15,45 подошли к д. Данюшево. Пройдено 10 км за 3 часа. Средняя скоросто движения плота составила около 3 км в час.
При общей протяженности сплава 22 км расчетное время прибытия 20.00.
Костел в д.Данюшево. Возле костела и внутри много людей. Сегодня здесь проходит венчание и служба.

Конь

Чуть ниже Данюшево проходим под троссом переправы. Высота тросса над водой примерно 1,2 метра. Мы приподняли тросс на уровень 1,5 метра и свободно прошли, не складывая стол и тд. В этот раз уровень воды низкий. В высокую воду тросс будет скрыт водой, в среднюю - прохождение этого места может быть затруднено.

Ниже д. Данюшево река быстро меняется. Появляются высокие берега поросшие сосной. В русле часто камни, пороги. Красивые виды.
Каменистый выход с правого берега с порогом на повороте - "Рапа "Прывiтальная"".

Движение спокойное. Глубины меняются от 0,5 метра до трех и выше.

Тем временем в очередной раз приходит время подкрепиться. ...

... и немного размять ноги (руки, хвосты..)..

Камень "Ласточка". Находится посередине русла примерно на уровне деревень Девятни, Пильти..

Деревня Пильти с левого берега . Правый берег - "Лука" - широкий поворот реки с обширной мелью справа. Левый берег - камни и малая глубина (0,2-0,5м).
Здесь наш плот застрял на камнях, а ПСН-10 сел на мель правее. Совместными усилиями стягиваем плот с камней.

Луна сегодня с нами весь день. К финишу, д. Жодишки, пришли поздно, чуть позже расчётного времени, к 20.45.
Солнце уже зашло, выгрузку и обустройство лагеря пришлось организовывать в быстро надвигающихся сумерках.

 

Йожыг

День третий.
Перегон плота до места разборки и погрузки. Идем по середине моста, т.к. проход показался более свободным чем правый пролёт. Опасность представляют деревянные остатки свай старого моста, за которые можно зацепиться.
Так и есть - немного не войдя в узкие ворота между опророй и старой сваей плот развернуло и прижало к опоре моста. Сталкиваем плот шестами.

Вторая половина дня - отдых, время обеда, поход в краеведческий музей и сборы в дорогу.

По дороге в музей. (Костел, сельсовет-почта-телефон, средняя школа, краеведческий музей)

Директор музея, Олег Мизуло провел экскурсию по музею и рассказал о истории Жодишек и местных достропримечательностях.

 

 


 


© Vedzen 2009

http://vedzen.narod.ru

Hosted by uCoz