- 4 -
14.06.07. Чт. Жодишки – Римшиненты

Сегодня будет очень интересный переход. Места будут необычные, насыщенные достопримечательностями - историческими, ландшафтными, рукотворными.

Liutauras Balsys (справа)

Четвертый камень пути огня

В 9.00 экспедиция вышла на маршрут, а мы немного задержались и познакомились с оставщимся на берегу литовцем со звучным именем Лютаурас. Маленьким зубилом он вырезал в камне надпись – название места, год, лодку (символ экспедиции), и знак огня. Как выяснили, это был четвёртый камень, отмечающий путь экспедиции. Знак экспедиции Лютаурас оставлял в наиболее значимых местах реки, а так же в тех местах, где жители встречали участников с особым гостеприимством.

Ближе знакомясь с участниками, приходишь к заключению, что здесь у каждого своя экспедиция. Учёные собирают материал, сверяясь с книгой Тышкевича, экологи – отмечают изменения берегах, русле и общем состояние реки, этнографы – узнают от местных старожилов «как раньше было», я с компаньонами – материал, который в дальнейшем может быть полезен для других туристов, другие – просто путешествуют и просто получают удовольствие от самого процесса. И у Лютаураса своя экспедиция – по местам древних святилищ, местам обитания предков, живших по берегам много столетий и тысячелетий назад, древним курганам и камням. Место, время, расположение звёзд и планет, стихии воды, ветра огня и земли - все это некогда было неотъемлемой частью жизни людей дохристианской эпохи. Жизнь в гармонии с Космосом и Землёй, связь с предками, следы древних культов – вот цель исследований Лютаураса и его последователей. Позже я узнал, что Лютаурас является одним из организаторов направления исследований культа предков и имеет статус жреца, знает руническое письмо, является основателем школы лучников…..

Необычна и лодка Лютаураса, на шкуре нанесён символ, являющий собой руну – знак сообщества, на носу закреплено вырезанное из чёрного дерева навершие (посоха) и установлена медная чаша, в которой зажигается огонь, при движении по реке. Путь огня, зажженного в начале реки, должен дойти до Нёмана, освятить и пробудить память о живших здесь ранее… Позже у нас будут ещё разговоры у костра о вещах выходящих за рамки предметов обычного суетного мира. Где как не в походе возле костра говорить о звёздах и вселенной, о человеке и его месте во вселенной и во времени…

От Лютаураса немного узнаем о составе литовских путешественников. Витис Видунас (преподаватель санскрита в Вильнюсском университете, руководитель экспедиции с литовской стороны) на желтом катамаране со статуей Перуна ( Perkunas ), Викентас Вяйткявичюс (профессор Клайпедского университета, руководитель научной части экспедиции) на красном рафте с группой учёных под флагом Юнеско, Кестутис Навицкас, сотрудник регионального парка Neris , Витавичюс Дамачявичюс - известный кинодокументалист, снимающий материал для фильма…

Статуя языческого бога Перуна уже участвовала в подобном путешествии по Нёману, и в этот раз как уже традиционный талисман сопровождает нас по Вилии. Культ язычества долго сохранялся в этих землях. Вытесняемые христианством язычники находили себе убежище на берегах рек, защищённые дремучими лесами и непроходимыми болотами. Одна из версий о происхождении названия Вилии говорит, что река носит имя языческого бога Велеса, чей культ наравне с Перуном был весьма почитаем в давние времена. А местные жители до сих пор, услышав раскаты грома говорят «Пярун», а реку называют «Вялля» (или Вялья). Реку считали святой и относились к ней как к живому существу. Нанести вред реке приравнивалось к оскорблению божества, за что неминуемо приходила расплата….

Примерно с километр ниже Жодишек, на уровне детского оздоровительного лагеря Плавушка по левой стороне находится оборудованная поляна с навесами от дождя, кострищами. Здесь же находится самый настоящий небольшой песчаный пляж (что на этом участке реки уже редкость), рядом сильный родник с чистой водой. Летом здесь постоянно стоят палаточные городки, одни уезжают, другие приезжают, это место популярно у туристов. Ещё через пару километров выходим к скалодрому. Построенный в начале 90-х до сих пор это сооружение является единственным в стране скалодромом под открытым небом. В тех же 90-х здесь проводились международные соревнования по альпинизму, турслёты. Сейчас место большей частью пустует. С воды его заметить непросто, деревья скрывают его, но экспедиция ни в коем случае не пройдёт мимо, это уже ландшафтная достопримечательность. Немного полазали по камням, сфотографировались и здесь Олег спел именно об этом месте песню «Пад Белай гарой».

 

 

"Бурштынавыя сосны
Красуюцца над Вяллёй,
Той што здаўна святою
Шануецца ракой.
Ва ўрочышчы паганскiм,
Пад Белаю гарой
Спаткалiся вандроунiкi
Цудоўнаю парой.

Там пад Белай гарой…. "

Песня была написана в прошлом году, но настолько соответствует месту, времени и событиям, что её избрали гимном экспедиции, и на всех стоянках, торжественных встречах, аж до самого слияния с Нёманом неслись простые слова с лёгким припевом «Там под Белой горой….»

"...Цудоўныя затокi, велiчныя гаi,
Адсюль нашы вытокi,
Тут нашы каранi.
Зноў сонейка ўзыйдзе,
Прылашчыць новы дзень.
На водным глянцы з ранку
Зайграе светацень.

Там пад Белай гарой…. "

Если от Данюшева до Жодишек высоко поднимается правый берег, то после все меняется. «Белая гора» некогда являла собой пустынный обрывистый песчаный берег, сейчас же выросший сосновый лес маскирует давнее название.

Тупальский мост.

С каждым взмахом весла все ближе и ближе бетонные глыбы опор старого моста. Во времена первой мировой войны по нему проходила узкоколейка, ветка вела в направлении Нарочанских озёр, пересекаясь и растворяясь в паутине других узкоколеек. Сейчас о ней напоминает лишь насыпь в лесу да мощные бетонные быки приветствуют путешественников. Природа берёт своё, на вершине опор как на скалах растут деревья, вода да лёд подточили основание, но столетнее сооружение выглядит крепким. При желании восстановить переправу по принципу подвесного моста не составит труда и больших затрат. Средняя опора отсутствует, рассказывают, её взорвали вместе с полотном моста во вторую мировую войну, другие говорят опора моста мешали плотогонам, и как многие камни на реке была взорвана… Прошли д.Мель, и останавливаемся у д.Ошмянец.

колодец из камня
"Млынок"

Здесь река делает несколько поворотов, всё дно усеяно камнями и гравием, основное русло уходит сначала к левому берегу, потом к правому. Те, кто решил пройти напрямую вскоре застряли на камнях. Дожидаемся отставших участников экспедиции и пользуясь временем обедаем. По рассказам местных старожилов с полсотни лет назад во времена паводков на русло реки и на заливной луг льдины приносили большие валуны и порой устраивали большие каменные заторы. В другой раз лёд уносил с собой вмороженные камни. Удивительно, но камни путешествовали в весенний период. Камни взрывали и увозили как строительный материал, но и сейчас на берегу лежит много камней расколотых несколько частей.

Паводки в былые времена достигали небывалой высоты, жители правого, более низкого берега вспоминают, как на лодке подплывали к окнам дома, а в тридцатых годах 20го века был самый сильный паводок в столетии. В Вильнюсе, на одном из домов нанесена отметка на стене, на высоте около 1,6 метра , причём до уровня воды ещё несколько метров, остается только удивляться силе стихии. Но вот все в сборе, переправляемся на правый берег и идём к дому, вышедший навстречу хозяин уже знает об экспедиции и немного рассказывает об этом месте.

 

"Чертов" камень
Тупальский валун 2007
Тупальский валун 1857.
Рис. из книги "Вилия и ее берега"

Во дворе находится колодец сделанный из каменных валунов. Заглядываем внутрь, пробуем воду. Действительно, круглые камни уложены один на один, следов раствора не видно. - Кто это делал и как? – спрашиваем. Хозяин колодца только покачал головой, - Не помнит никто, и дед мой не помнит, он тут всегда был… Олег проводит экскурсию. Проходим мимо огромной старой липы гудящей пчёлами. Похоже пчёлы обосновались в дупле. Немного пройдя вдоль берега реки подходим к сильному ручью, прямо небольшой речке, сбегающей с высокого склона по каменистому ложу. Когда-то здесь была небольшая водяная мельница, от неё осталось лишь несколько брёвен сруба да название места - «Млынок».

Возвращаемся обратно другой дорогой и проходим к «Чёртову камню». Легенда об этом камне описана в книге «Бяздоннае багацце» под названием «Лiцвiнскi камень». Немного углубившись в лес, подходим к ещё одной достопримечательности – Тупальскому валуну. По версии Тышкевича, подтверждённой проведёнными исследованиями, раньше в этих местах было языческое святилище, и камень был частью его.

д. Дубок

костёл в Дубке
"Дубок"
Родник "Богиня"

Сворачиваем за небольшим островом, поднимаемся по косогору и идём в деревню Дубок. Небольшая деревенька на левом берегу реки окружённая сосновым лесом, несколько домов, и самая необычная достопримечательность и открытие экспедиции – это «Дубок». Дуб растёт в низине и незаметен издали, кажется там целая дубрава. Этот дуб – целое открытие и для литовцев и для белорусов. В охвате на высоте 1,6 метра окружность составляет 6,65метра, по приблизительным подсчетам его возраст составляет около 1200 лет. На вершине холма в окружении дубов стоит деревянный костел.

В 30х годах и костёл и Кальварию построил ксендз Ромуальд Дронич. В Кальварию входит костел и путь, проходящий вдоль реки, отмеченный крестами на холмах, каплицей, родником «Богиня» и воротами (Брама). К.Тышкевич в своей книге говорит о курганах, древних захоронениях этих мест. Эту Кальварию так и называют «Курганской». Каждый год в июле на праздник собираются паломники и идут путем от Брамы до костела. Некогда здесь бурлила жизнь, движение. С разбросанных в большом количестве хуторов и деревень собирались прихожане, а в день открытия кальварии в 1936 г собралось около 6000 человек.

Проходящие по воде путешественники обычно видят лишь родник «Богиня», большой щит из камня с белой статуей и сильным родником у подножья. Но стоит пройти вдоль берега и можно увидеть и курганы, и кресты, Браму или же прийти в Дубок. В довершение к насыщенному событиями дня попадаем в сильную грозу, гром раскалывает небо прямо над головой, но через полчаса, как и положено грозе стихия успокаивается, остается только вычерпать воду из байдарки, да добраться до места стоянки. Перед Римшенентами русло сильно перегорожено камнями, и неглубоко. Это место находится примерно на уровне д. Нестанишки, но до стоянки еще 1- 2 км . Часть ребят из МИТСО остановилось на поляне на правом берегу, завтра они покидают экспедицию. Лодка Лютаураса тоже здесь. (Позже здесь будет пятый камень пути огня).

русло завалено камнем возле Нестанишек (2 км до стоянки в Римшенентах)
 

В д. Римшененты несколько домов, в рельефе берега угадывается старая насыпь дороги продолжающейся на левом берегу, остатки моста. Дно и берег песчаный, удобно выходить и купаться. Палаточный городок разбит рядом, на скошенном поле, время уже позднее, готовим ужин. Ночью прошел небольшой дождь.

Карта участка 4

... послесловие 


Экспедиция "Вилия -Neris" 2007. По следам экспедиции графа Константина тышкевича 1857 года. Путевые заметки.
© Vedzen 2003-2008
http://vedzen.narod.ru
Hosted by uCoz