Молодечненский турклуб "Пилигрим"
Отчет
О водном туристическом путешествии категории сложности по маршруту река Чирка-Кемь (Карелия)
совершенном с 6 по 21 июля 2000г.


Маршрутная книжка №112-В-2000
Руководитель группы Петровская А.А
Адрес: г.Молодечно, ул. Космонавтов,8-515


Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть защитано участникам и руководителю……… категории сложности.
Отчет использовать……………………………………………………………

Молодечно 2000


Содержание
Общая характеристика маршрута……………………..
Подъезды………………………………………………..
Техническое описание……………………………….…
Выводы и рекомендации:………………………………
Расходы………………………………………………….
Приложение……………………………………………..

Общая характеристика маршрута.

Средний уклон Чирка-Кеми от Хавдаярви до Юшкозера 0,45 м/км, Распределение стока: июнь - 132, июль - 98, август - 70 % от среднего летнего. По величине расхода воды, а следовательно, по характеру препятствий и технике их преодоления маршрут может быть разбит на три участка. На первом - до Калмозера - средний расход воды летом составляет 12 куб. м/сек, эта величина типична для малых рек Карелии. Ширина реки здесь около 20 м. На втором участке - до устья р. Растос - расход составляет 44 куб. м, на третьем - 110 куб. м/сек. Ниже Челгозера река имеет ширину от 80 до 150м, лишь на порогах сужаясь до 20-50 м. Таким образом, от туристов потребуется и умение вести байдарку в лабиринте камней, и навык управления ею в мощных валах и сливах. Особое значение здесь приобретает надежная страховка.

Подъезды.

До Петрозаводска добирались поездом Минск - Мурманск отправлением 8.00 из Минска. Прибытие в Петрозаводск в 11.37. Далее на поезде Петрозаводск - Костомукша отправлением 19.20 до станции Сонозеро. Поезд прибывает на станцию в 5.20.
До ст. Сонозеро Западно-Карельской железной дороги можно доехать как от Петрозаводска, так и от Санкт-Петербурга.
Отъезд от ст. Боровой поездом Юшкозеро - Ледмозеро в 16.30. На ст. Ледмозеро поезд переформировывается и соответствующие вагоны прицепляют к поездам Костомукша-Петрозаводск или Костомукша-Санкт-Петербург.
Группа ехала до Санкт-Петербурга с пересадкой в Петрозаводске и далее до Минска.
При наличии билетов удобнее ехать от ст.Боровая сразу до Петербурга.
Промежуточный подъезд (в обратном направлении - аварийный отъезд) осуществляется от ст. Кочкома автотранспортом до Тикши (96 км). Выходить надо, не доезжая 2 км до поселка, на берегу Тикшезера. Оттуда путь лежит через оз. Мергубское в Челгозеро и далее по основному маршруту.

 

Техническое описание маршрута.

Первый день маршрута:
На станцию Сонозеро прибыли в 5.30. Переждав дождь отправились к реке.
От ст. Сонозеро можно пройти через пос. Волома (почта, магазины) к ЮВ заливу оз. Хавдаярви, откуда вытекает Чирка-Кемь. Короче путь на север, вдоль железнодорожного полотна. Через 2 км выходим к реке возле железнодорожного моста. Здесь удобное место для сбора байдарок и хороший подход к воде (Фото 1). После завтрака выходим на маршрут.
Ниже железной дороги - деревянный мост, через 1,5 км - короткий порог (здесь и далее П) П1 (Фото 2). Его лучше осматривать слева. Ниже завал длинной около 100 м.; обнос слева, далее - два переката, через 1,5 км короткий П2 (КС - II). Осмотр справа (Фото 3). Порог мелкий, обилие подводных камней требует постоянного внимания. Через 6 км мощный завал и мелкий перекат ПЗ на левом повороте. Затем мост, а перед ним крутой перекат П4, заслуживающий осмотра.
Дальше тянутся луга и через 2 км река входит в оз. Верхнее Шулгоярви. На южном берегу есть хорошие места для стоянки: сосны с пляжами.

Второй день маршрута:
Через 2,5 км оз. Нижнее Шулгоярви, за ним мелкий перекат, после него необходимо быть внимательным т.к. реку перегораживает слабозаметный тросс. а еще через 4 км - порог П5 (КС - II) на левом повороте. Длина его 150 м, осмотр справа , обратить внимание на камни на выходе.
После 10-километрового плеса свежий завал, обнос слева. Ниже, после впадения речки справа еще один завал, обнос справа.

Третий день пути:
Далее начинается шестикилометровый участок порогов - Мансельгский каскад (П6-12). П6 (КС - II) осматривается справа. Длина 100 м, есть место для стоянки. П7 (КС - II) - мелкая шивера 350 м с крутым выходом. Через 300 м, за правым поворотом - П8 Сухой (КС - II) - мелкая шивера длиной 300 м. Осмотр справа. На выходе в малую воду может потребоваться проводка. Перекат П9 вдвое короче Сухого, проходится без осмотра. П10 Грядовый (КС - III) (Фото 6) расположен на правом повороте, имеет крутое падение. В конце его слив более 1 м. Осмотр справа. Относительно несложный П11 можно проходить без осмотра. Через 1 км за правым поворотом серьезный порог П12 Валунный (КС - III) длиной около 200 м (Фото 7, схема 1). Осмотр справа, страховка с воды..
Вход в порог с середины реки, обход камней требует пересечения основной струи в нескольких местах. На выходе мощный слив и прижим к камням, после порога широкий плес, хорошие стоянки на правом и левом берегу.

Четвертый день пути:
Ниже, на протяжении 5 км хорошие места для стоянок на красивых сельгах.
Далее в русле остров (проход по перекату справа), затем встрекчаются два завала. Через несколько километров безымянное озеро. Вход в него перекрыт завалом, но в 300 м выше есть прокоп, ведущий в обход завала через небольшую ламбину. Берега озера заболочены.
В 1,5 км ниже встретится 300-метровый перекат П13, затем несложные П14, 15 и короткий крутой порог П16 (Фото 8) с островом в русле. Здесь может потребоваться проводка. Через 3 км небольшой перекат у острова, затем островной разбой, в нем - порог П17. Осмотр справа. У первого острова на плаву или впроводку можно пройти правым берегом, затем у второго острова, соединенного с берегом мостами, уходим в правую протоку и проходим мост в центральный пролет (Фото 9). В малую воду камни под мостом опасны и второй остров можно обойти по левому руслу.
Дальше река течет около 10 км в низких берегах до П18 Сухой-2 (КС - II). Длина его около 1 км, требуется осмотр выходного участка. П19 проходится без осмотра. Через 3 км слева находится залив со стоянкой на высоком берегу.

Пятый день пути:
Неподалеку отсюда, в стороне от реки, - уютное озерцо. Через 4 км несложный П20, затем ряжевая стенка и правый поворот, за которым расположен порог П21 Ряжевый (КС - 111-IV, (Фото 10). Длина его около 400 м. Много камней, плит, на выходе - гряда с проходом под правым берегом. Осмотр слева.
Ниже по реке несложные порожки П22, 23. Через 2 км после П23 слева виден металлический балок, отмечающий устье Муезерки. Отсюда 10 км тихой воды до оз. Момсаярви. На правом берегу озера есть стоянки на пляжах. Встать можно и на следующем Калмозере, на западном берегу мыса, разделяющего Калмозеро и оз. Новинка. По последнему можно сплавать к пос. Тикша, чтобы пополнить запасы продуктов.

Шестой день пути:
За Калмозером река проходит под мостом у дер. Андронова Гора и через несколько километров впадает в Челгозеро (саам. "Грядовое"). На южном и восточном его берегах есть стоянки. На севере виднеется голая вершина Еловой горы. Выход в реку слева от нее. До моста лесовозной дороги (6 км) есть несложный порог П24 Нахко .(саам. "Сиговый") и П25 Лоухи-1. Он также несложен, но заслуживает осмотра. В большую воду высокие валы заливают лодку. За мостом - перекат и порог П26 Хауда - (КС - IV) (Фото 11-14, схема 2)длиной около 100 м. Осмотр слева, организована страховка с берега. В пороге высокие валы, два слива. Вход в порог справа и пересекая основную струю смещаемся влево к ряжевой стенке проходим порог по середине. Справа на пороге хорошая стоянка.
Через два километра связка порогов Кривой и Тахко (кар. "Жернов"). П27 Кривой (КС - IV) (Ф15,16) расположен на левом повороте, длина его около 250 м. Справа ряж, на входе камни, на выходе мощный слив. Требуется маневр с пересечением струи справа налево. Был выставлен сигнальщик и организована нижняя страховка с воды, так как в 100 м ниже расположен порог П28 Тахко со сливом водопадного типа около 2 м. Слева перед сливом небольшой залив. Между порогами можно устроить стоянку на высоких скалах левого или правого берега с отличным видом на реку.

Седьмой день пути:
Тахко порог для "Тайменя" не проходим, поэтому провели лодки по правому мелкому сливу, а последнюю ступень порога прошли. Ниже на протяжении 16 км идет широкий плес с высокими берегами, в котором выделяются Верхняя и Нижняя Тахколамбины. Участок довольно живописный, хороша здесь и рыбалка. Хорошие стоянки есть на острове Верхней Тахколамбины и на правом берегу в конце Нижней Тахколамбины - в районе бараков Келлогора. В 2 км после впадения р. Няугу расположены пороги 29, 30 Ледмозерские (КС - 11-111). Ледмозерскйй-1 - это шивера длиной 150 м на крутом правом повороте; слева ряж. Осмотр справа. Ледмозсрский-2 - короткий порог со сливом около 1,2 м в сужении (Фото 17). Ниже есть стоянка. Здесь организовали дневку.
Восьмой день - дневка.

Девятый день пути:
Вскоре одна за другой слева впадают две реки, вытекающие из оз. Нюк, - Хямс и Растос. В этом районе хорошие стоянки, места рыбные. После устья Растоса идет плес 8 км и П31 Кильбо (КС - II) - 250 м шивера. Осмотр справа. Затем перекат и несложный П32 Омос. Через 1,5 км порог ПЗЗ Никутт (саам. "Косогор") длиной 300 м, КС - IV (Фото 18). Справа на пороге ряж, на входе и выходе мощные сливы до 1 м. Осмотр справа. Дальше идут простые П34 Битуш, П35 Руах, 1136 Железные Ворота, П37 Островной, П38 Вигитус, П39 Грядовый^,П40 Ручей. Между двумя последними порогами справа есть стоянка.
Следующий порог П41 Елоха (саам. "Безжизненный") (КС - III) осматривается справа. Под порогом желательна страховка байдаркой, ибо через 100 м начинается сложный П42 Ракконе ("Щелевой") (КС - IV) (Фото 19,20, схема 3). Заход от правого берега к левому, дальше маневры в обход камней и плит, на выходе слив с гряды камней. Выход из порога ближе к правому берегу. Осмотр справа. Выставлялись сигнальные метки, страховка с берега.
В 1,5 км ниже в русле большой остров с красивыми берегами. Хорошая стоянка есть перед входом в правую протоку.

Десятый день пути:
Правая протока заканчивается крутым маловодным порогом, поэтому остров обходили левым рукавом, где расположены короткие П43-45 Сосновые пороги (в низкую воду может потребоваться проводка), а в большую воду довольно высокие валы от которых нужно уходить чтобы не заливало байдарку.
Далее на реке несложные П46-48 и островной разбой Шалсари, туристами называемый "Сотые острова". Перед ним слева есть стоянка. После Шалсари простые П49 Елисей и безымянный П50. Затем километровый П51 Олений (КС - III) (Фото 21). Во второй части порога ряжевые стенки, на выходе слив через гряду. Этот участок надо осмотреть слева. Ниже простой П52 Лоухи-2, потом перекат и двухсотметровый П53 Горшок (КС - III) (Фото 22) с двухсторонним ряжем. В пороге два слива, прижим к ряжевой стенке справа, мощные валы. Осмотр справа. Организована страховка с берега.
Начиная с этого места и до Юшкозера, по берегам встречаются невысокие песчаные террасы с сосновыми борами. Хорошая стоянка есть слева перед П54 Ялгоне. Затем последний перед пос. Боровой порожек П55. Стоянки есть в 5 км ниже, а также у самого поселка, расположенного в полукилометре слева от реки.

Одинадцатый день пути:
До поселка Боровой около 10 км., особых препятствий нет. Остановились на пляже с лодочными сараями - конец маршрута. Далее сушка и упаковка байдарок. Отсюда до станции 1,5 км через поселок.

Выводы и рекомендации:

Поход по реке Чирка-Кемь отвечает требованиям предъявляемым к походам четвертой категории сложности по "Единой всероссийской спортивной классификации маршрутов" утвержденной Федерацией спортивного туризма Туристско-спортивного союза России от 1 февраля 1995 года.
Этот маршрут может быть расчитан только на технически и физически подготовленную группу туристов.
Наиболее сложные пороги: Валунный (III-КС), Ряжевый (III-IV-КС), Хауда (IV-КС), Никутт (IV-КС), Кривой (IV-КС), Ракконе (IV-КС), Горшок (III- КС), Олений (III-КС). Все пороги пройдены членами группы без аварий , технически грамотно.
Поход проходил с 6 по 21 июля, в это время ягоды стали созревать только к концу маршрута. В этот сезон было большое колличество мошки и комаров, наиболее эффективным реппелентом показал себя "Комарекс", наименее - "Тайга".
При наличии свободного времени из Петрозаводска можно совершить экскурсию в Кижи. С пристани ходят как экскурсионные катера, так и пассажирские типа "Ракета"; мы, в свою очередь, добирались до острова на катере "Петрозаводск - Великая Губа" (отправление в 9.30 и 13.20). Дорога до острова занимает около часа, стоимость билета в оба конца - 90руб.RUS (3$), обратно можно уехать либо через час, либо через пять. Вообще-то остров небольшой (6км в длинну и 2,5 в роперечнике) и за пять часов до следующей "Ракеты" спокойно обходится по периметру. Обратить внимание на выход с пристани на острове: если пассивно плыть в потоке таких же туристов то попадете к избушке в которой продают билеты за вход на территорию комплекса (45руб.-экскурсия детям 10руб, "аренда" экскурсовода - 5руб,.), территория огорожена, на входе бдительная милиция.
Если пойти от пристани налево по тропинке, то пройдя через поселок реставраторов (пиво там в три раза дешевле чем на пристани) увидите то же самое и даже больше но бесплатно.
Сувениры домой лучше покупать в магазине "Карельские сувениры" на проспекте Ленина в Петрозаводске который и ведет от жд. вокзала до набережной, там наилучший выбор при вполне демократичных ценах.
Возле жд. вокзала находится книжный магазин "Букинист" где есть отличные книги по смехотворным ценам, для любителей рекомендую.
В Петербурге на Витебском вокзале в киоске горсправки можно приобрести атлас Карелии (недорого) и еще множество карт различных регионов России.

Расходы (на одного чел.)

Питание . . . . . . . . . . . . . . 10$
Дорога в обе стороны : . . 30$
Фотопленка . . . . . . . . . . . . 2$
Прочие . . . . . . . .. . . . . . . . .5$

Итого . . . . . . . . . . . . . . . . .42$

ПРИЛОЖЕНИЕ
Ф1-23 , уго, схемы.
(В электронной версии отсуствует)

 
Hosted by uCoz