Быстый переход

"Дорога в 1000 ли начинается с первого шага за порог…"

История одного велопутешестивия. Норвегия, Швеция, Дания

Всё что здесь - это дорожные заметки, может когда-нибудь соберусь с духом и напишу всё,
а может этого окажется достаточно. Пока - что есть.

 
ФОТОГАЛЛЕРЕЯ

Предыстория, или с чего, собственно, всё началось.

Если не заглядывать в историю веков, когда я залпом проглатывал книги о дальних странах, невероятных путешествиях и приключениях, а ограничится временами не столь далёкими, то можно сказать, что впоследствии жажда странствий, и приключений привела меня в турклуб "Пилигрим", (www.clubhome.narod.ru) с которым меня связывает целый период жизни, насыщенный этими самыми путешествиями, приключениями и прочими перемещениями…
В конце зимы 2001 года в турклубе пронеслась информация о том, что некий минчанин, "обычный школьный учитель", путешествует каждое лето по Норвегии и приглашает с собой попутчиков.
Олег Бычковский, "обычный учитель математики" минской гимназии оказался на самом деле необычным человеком. Помимо длительных велопутешествий по северу Норвегии, он ещё "морж", в своё время участвовал в соревнованиях и переплывал Берингов пролив.
В этот раз задача предстояла не менее грандиозная. Нам предстояло пересечь скандинавский полуостров с севера на юг и пройти в общей сложности около 4000 км на велосипедах. Пройти Норвегию, Швецию и как "программа максимум" побывать в Дании, а потом уже через Польшу домой.
Прошла весна, началось лето, и вот на горизонте замаячил отпуск, а вместе с ним и Большое путешествие. За весну я пошил себе велорюкзак (очень удачная конструкция получилась), купил и перебрал по винтику подержанный "горник", собрал сколько смог информации о Норвегии из Интернета, наездил для тренировки 800 км, и процесс из стадии "а, впрочем, почему бы и нет" перешёл в горячее "ну когда же!".
И 25 июня пятеро энтузиастов - Олег Бычковский (Минск), Павел Петунин (Мядель), Оксана Кислюк (Молодечно), Артём Сташенко (Минск), и, собственно, я, погрузившись в поезд Минск-Мурманск в 8.00 отправились на встречу с севером.
Утро было дождливое, кто-то сказал, что это хороший знак в дорогу.
Именно после этого путешествия я с особым чувством произношу традиционное пожелание (или тост) всем путешественникам: "Хорошей погоды в пути!".
Во время пути я старался записывать дорожные впечатления, и это было правильное решение (школа т-к "Пилигримм"). Сейчас, перечитывая дневник, каждый день пути, каждая стоянка оживает передо мной в мельчайших подробностях, даже с той погодой, дождём, солнцем и ощущениями ТОГО дня. Рекомендую - записывайте, не пожалеете.

 


г.Нарвик

возле поселка Rotsund

Железнодорожная станция


г.Трондхейм.


Возле г.Тромсо

Дорога в Мурманск. Граница, Kirkeness.

Дорога заняла двое суток. В 9.00 уже были в Мурманске. На улице +6, и сыро, холодный такой, неуютный туман. Вот такое лето.
Покупаем билет - до г.Никель 200 км. Впечатляет пейзаж на подъезде к Никелю. Такого я ещё не видел, разве что в фильмах о последствиях ядерной войны. Тягостные впечатления. На подъезде к промышленному городку мёртвая пустыня и редкие белые скелеты деревьев, присыпанные тонким слоем пепла. На горизонте показались первые горы - отработанной руды. Пепел всюду, его запах в воздухе, на дороге, домах. Фотографируемся на фоне заводских труб "для контрасту" и едем к границе - дорога началась.
В 0.30 уже на таможне, в ожидании утра ночуем в деревянном домике вблизи дороги.
На стене таможни висит интересный щит. Здесь когда-то проходил "марафон мира", одна из акций Шри Чинмойя, о чём и утверждает надпись на чугунной плите.
Для смеху взвесили один из рюкзаков на весах таможни. Ого! 40 кг.
Утром лёгкий завтрак, оформляемся на таможне, и переезжаем границу на микроавтобусе (на велосипедах не пускают). Есть свои плюсы, потому что дорога - совсем никуда - гравейка в колдобинах, для гружённого вела это было бы жестоким испытанием. Едем, трясёмся на колдобинах, сквозь окно видена "наша" граница - забор из "колючки".
Но вот и норвежская сторона - опять контраст - ни суровых пограничников, ни забора, - аккуратный деревянный домик таможни, подстриженная лужайка, вдалеке ещё один дом - машина во дворе, детская площадка, большая лохматая собака. И сразу же начинается НАСТОЯЩИЙ АСФАЛЬТ - отсюда и на всём протяжении пути. Дорога Е6 - главная дорога в Норвегии начинается здесь и будет нас вести целых 50 дней, но это ещё впереди.
Создаётся впечатление, что граница и забор - это от нас, мы живём за забором, а здесь свобода (причём забор выстроен нами же…).
На норвежской таможне принял наши декларации норвежский таможенник - негр, разговаривающий по русски. Здесь же берём несколько бесплатных путеводителей по этой земле на русском языке и в путь - впереди первый город - Киркинес.

Kirkiness.
До сих пор у меня ассоциируется как морской город, - крики чаек и альбатросов здесь звучат, наверное, вечно, хотя самих птиц почти не видно.
Цветы и ярко-зелёная трава. Клумбы, горки, горшки на осветительных столбах вдоль дороги, на столбиках оград, а всего в пару тысячах километров - Северный полюс. Конечно, нужно помнить и о длинном световом дне, и о мягком климате, благодаря Гольфстриму, но это приходит потом, вначале - удивление и восхищение.
Удивительное рядом - только выйдя из сувенирной лавки, где мы с удовольствием рассматривали искуссно выполненые фигурки троллей я практичиски нос к носу сталкиваюсь с небольшого роста пожилым местным жителем (?) точной копией тролля с витрины, - сморщенное лицо с поджатыми губами, зоркий взгляд из-под мохнатых бровей, растрёпанные длинные седые волосы. Я и до сих пор теряюсь в догадках - кто это был (или "что это было")...
Интересен сам городок. Для меня это первая "заграница". Как и большинство серверных норвежских городов - небольшой и очень аккуратный. В Инфо-центре ещё берём несколько путеводителей, пробегаемся поглазеть по магазинам и выезжаем из города искать стоянку.
Эти места Олег хорошо знает, и уверенно выводит нас к "прошлогодней" стоянке на берегу реки Neidena, в километрах 40 от города. Река сильная, мощный водосброс с каменных плит перед мостом, пороги. Несколько человек ловят рыбу - лосося.
Здесь находится самая маленькая церковь Европы.

2-й день. Neiden - Bjugofjord - Gandvik

Подъем в 6 утра, небольшой дождь ускорил сборы, завтрак - и к 9.00 мы снова на Е6. Ландшафт всё более гористый. Погода в этот день - дождь с перерывами, ветер боковой, со стороны моря, северо-западный. Заработавший велокомпьютер показал максимальную скорость - 57 км/ч, что по началу пути довольно быстро.
Переехав мост через небольшую, но бурную речушку, с правой стороны дороги, в рощице выходящей на берег фиорда Varangerfjorden разбиваем лагерь. До ближайшего населённого пункта Karlebotten 1.2 км. С левой стороны от дороги на горе вышка антенны. Такие вышки здесь разбросаны всюду - так скандинавы решают вопрос телефонизации в гористой местности, и делают это весьма эффективно.
После ужина прогулялись по дну моря (время отлива - море ушло на 300 м), - мелкие камешки, песок, водоросли. Начал накрапывать дождь, прячемся в палатку.
На всём протяжении пути в каждом, даже самом маленьком городке можно найти знак белая буква "i" на зелёном фоне. Это "инфо-центры", которые разбросаны по всей стране (порядка 160 шт), где можно бесплатно взять путеводитель, красочный каталог о здешних местах и достопримечательностях, музеях, выставках и проч. Так мы и делали. Набирали про запас, а на стоянке рассматривали, что там у нас впереди. Или уже позади.
117:71 км.


3-й день. Суббота. Varangerbotten - Tana bru - Rustifeldma - Jbbagjrko

Через 12 км от стоянки крупный по местным меркам посёлок Varangerbotten - Info-центр, заправка, телефон, сувенирные и проч. магазины. В охотничьем магазине купил нож - 140Kr, пластиковая рукоятка и ножны, нержавейка, - слабоват для хорошего ножа, но удивительно острый, чем и радовал до конца похода. А более "серьёзные" либо претендующие на это ножи, включая саамские стоят от 30 до 65 $. Саамские ножи делаются из качественной углеродистой стали, обрабатываются вручную, и считаются очень надёжными. Характерная особенность - ножны практически полностью прячут нож вместе с рукоятью, или до середины рукояти. Нож сидит в ножнах как влитой. Такой нож не выпадет при тряске, падении, кувырках, на бегу. В сувенирном магазине, для любителей помастерить, в продаже были заготовки саамских ножей - обработанные лезвия по 80 - 150 Kr.
Varanger Sami Museum не работал, суббота. Здесь и далее - выходной день - кроме автозаправок и сопутствующих им магазинчиков никто не работает, поэтому если попасть в в городок на выходные - кроме самого городка ничего и не увидишь.
Через 17 км мост Tana bru длинной 195 метров. Сфотографировались на фоне, въехали в посёлок. Купили мороженое - 2 литра 20Кр. Олег рассказывал, какое вкусное мороженное в Норвегии, пробуем, соглашаемся с ним. Очень интересуют цены на всё, рассматриваем, пересчитываем на "наши", сравниваем. Интересная особенность - цены - в целом вроде бы в три раза дороже, но некоторые товары идут в ту же цену что и у нас, а развитая система скидок и "уценок" порой поражает отдельными "супернизкими" цифрами. К примеру - свежий хлеб порядка 12Kr , к вечеру уже 7, следующее утро - 4. Чем мы и пользовались.
После Tana по общему решению сворачиваем на дорогу 98 - более гористый маршрут идёт вдоль фиорда и обещает быть короче и более красивым. Альтернативный маршрут углубляется в материковую часть, дорога ровнее, и должно быть, более закрыта от ветра, но об этом никто не задумывается.
От Rustifeldma 5 км на спуске слева хорошо оборудованное место для стоянки, красивый вид, холмы, выложенное камнем кострище с крючьями для котлов, дрова под навесом, рядом река - здесь бы и остановиться, но пройдено только 60 км, идем дальше. Через 12 км на спуске открывается отличный вид на озеро, горы в далеке, а возле озера на повороте находится место для отдыха. Надпись на деревянном указателе говорит о названии места- JBBAJGRKO (попробуйте выговорить:), ниже его 1 км посёлок Torhop.
16.30. Ужин, регулировка и смазка велосипедов, подтяг гаек, а дальше свободное время - карабкание в горы, купание в озере.
Если остановитесь когда-либо в этих местах то не пожалейте времени съездить к фиорду - от начала посёлка (несколько домов) дорожка сворачивает направо и выходит на свободное пространство, а впереди - Tanafjorden с далёкими горами на горизонте. Снежные вершины в оранжевых лучах низкого северного солнца, и яркая полоса чистого неба настолько выбиваются из общего настроения серого сырого дня, что у всех поднимается настроение.
Уходящая в море скала, хорошее место для стоянки, скоро 11 вечера, опять стал накрапывать дождь, который, впрочем, определил настроение на прошедший день.
187:70


4 день. 1.июля 2001., Воскресение.
Tarhop - горное плато - Ifjord - Landersfjord

После Tarhop 8км подъём, на 4км спуске, разгоняюсь до 58км/ч, подъёмы и спуски чередуются, местность пустынная на первый взгляд безжизненная, но вот олени пробежали, вот ещё один.
Погода улучшилась, выглянуло солнце, и пейзаж преобразился - вдруг стал цветным и ярким. Пятна тени низких облаков постоянно видоизменяют картинку, открывающиеся пространства поражают количеством оттенков, которое может дать земля и скудная растительность, чистые горные озёра отражают глубокую синеву неба. Вот тебе и север, да он цветной, однако! :-) Пробую это сфотографировать. В последствии оказалось, что плёнка не смогла передать все краски.
Яркое солнце и частые подъемы разогревают - и не удерживаюсь от соблазна упасть в снег - а как же, 1 июля, лето в разгаре... :-)
Вскоре начинаются затяжные подьёмы, местность всё более пустынная и дикая. Знак у дороги говорит что эта гора, похожая на гигантскую шляпу, называется "Ifjodfehellet" а мы находимся на высоте 370м.
Объезжаем гору. Подъёмы продолжаются, но спуски всё более длинные и скоростные, это радует. По мере приближения к Ifjord появляются скалы, открывающиеся пространство удивляет непривычными взгляду видами.
На севере я отснял несколько плёнок, всё новое и необычное хочется запечатлеть и увезти с собой. Бесполезно - новый поворот открывает новую картину, после которой всё предыдущее не стоило внимания, и так далее, и так далее…
В конце концов уже не фотографируешь, а постоянно находишься в состоянии широко раскрытых глаз, смеси удивления, восхищения. И так на всём протяжении пути.
Погода отличная. Встречаем тролля.
Каменный тролль - достопримечательность и особенность Норвегии, которая подпитывается многочисленными туристами. Сложенная пирамидка из камней и есть тот самый каменный тролль. По поверью, северной ночью они оживают и уходят со своего места в горы. И действительно, в следующий год вы можете не найти в том же месте "знакомого" тролля. Ветер, снег, морозы, вода, другие туристы делают своё дело…
Тем не менее очень необычно посреди горного плато, когда ближайший населённый пункт в ста километрах, пустая дорога и ни одного признака присутствия человека увидеть на обочине каменного тролля, молчаливо стерегущего ветер, горы да покой этих мест. Ощущение, что не такой уж он и каменный… :-)
Лопнула спица в заднем колесе со стороны трещотки, значит быстро поменять не получится, но колесо сильно не бьёт, думаю, доеду до стоянки.
Перед Ifjord длинный стремительный спуск, дорога 98 вся в трещинах. Очень красивые холмы, Ifjordbru - мост через речку, прислонили велы и к Ifjord на камень, обедать. Отдых расслабляет, и вот уже "...эх, поспать бы хорошо...", но до намеченной стоянки ешё 15 км, да и далёкие тучки что-то уж слишком быстро приближаются. Так и есть, едем в гору и попадаем в сильный дождь, с ним и доезжаем до места стоянки - на побережье Landersfjord в 18 км от Ifjord на левой стороне дороги, возле небольшой речушки (между13 и 14км отметками). Дождь утих, всё хорошенько промокло, за дровами пришлось идти на побережье, да обламывать сухие кусты вдоль дороги.
После ужина прогулка в горы, - горный ручей, водопады, каскад озёр. Место хорошее, днёвку порыбачить, чинить велы. К полуночи вернулись из гор, выглянуло солнышко и скалы из серых стали розовыми, но воздух по прежнему напитан сыростью и горы на горизонте еле видны.


5 день. 2июля, понедельник.
Днёвка, дождь.
Этот день запомнился дождём. Четыре часа дала нам погода на умывание, прогулку в горы, завтрак с свежепойманной рыбой и начался дождь, то усиливаясь до ливня, то в обычном монотонным ритме. Дождь шёл весь день и всю ночь. Сидим в палатках.
252:65,

6 день. 3 июля, вторник.
Landersfjord - Adamsfjord - Borsefjellet - "долина смерти" - Borselv

К 5 утра дождь стих, выбираемся из палатки, множество бурных ручьёв стекающих с горы покрыли её большую часть поверхности белой сетью.
Время завтрака, потирая отлежанные места, все выдвигаются искать дрова. Приготовить горячий завтрак - проявление стойкости и героизма дежурных (увы, не в последний раз).
Тем временем осмотр заднего колеса показал, что спица, как и водится в таких случаях, сорвалась действительно со стороны трещётки. Cъёмник кассеты требует наличия большого ключа на 24, с собой такой не взяли, а зря - с колесом в руке выдвигаюсь по дороге к ближайшему дому, оказывается это гидростанция и у тамошнего смотрителя беру большой разводной ключ.
Таким способом и в дальнейшем производилась замена спиц со стороны трещётки.
Тяжёлые чёрные тучи волочатся по горам.
Через 4 км проезжаем Adamsfjord, останавливаемся на мосту, поглазеть есть на что: река под мостом с большой высоты с грохотом обрушивается на камни и впадает в море. Песчаный пляж - необычный для Норвегии, в солнечную погоду здесь должно быть отлично.
Ещё 15 км. Дорожный знак "Borselvfjellet 177m.o.h." говорит, что данная местность находится на высоте 177м над уровнем моря, и вскоре начинается длинный унылый перегон через плоское плато. Скупая растительность, встречный сильный холодный ветер даже на спусках заставлял крутить педали, дождь - местность практически остаётся постоянной на протяжении 40 км и ровная с виду дорога выматывает не хуже недавних гор. Позже, на стоянке этот участок назвали "долиной смерти".
Характер местности понемногу меняются, всё более гористый, появляется первая сосна, ещё одна, ещё!...
Северные сосны смешные - взрослая нормально развитая сосна правильной формы толстая у корня и высотой всего 1-2 метра - как морковка с короткими сучьями. Как будто попал в страну лилипутов.
Furu: информационный щит у дороги сообщает нам что здесь находится наиболее северная точка, где встречаются furutrees (сосна), но мы уже в курсе...
Ветер утих, и велосипеды сразу рванули вперёд, - а вот и намеченный Borselv. Градусник на местном маркете "Coop" показывает +12 С. Двигаясь по дороге 96 проезжаем посёлок и через 200 м от последнего дома направо уходит дорога к фиорду (отметка 36 км), где и разбиваем лагерь. Вода рядом, сухих сучьев не на одну неделю, красивый вид на фиорд, отдыхаем.
После ужина каждый своими делами. Я и Павел проехались вдоль побережья, привлекло внимание скопление какой-то техники неподалёку. Подъехав ближе видим гору щербёнки, причал для баржи, брошенная землеройная техника, простреленная пулями (?!).
Очень красивый закат, солнца почти не видно, но его луч выходя из туч удивительным образом подсвечивает небо и его отражение в воде переливается всеми оттенкаси зелёного, бирюзового, розового, оранжевого… Фотографирую и возвращаемся. На обратном пути нашёл первый гриб - подосиновик, вот и добыча к ужину. Грибов ещё долго потом не было - холодно, да и несмотря на постоянные дожди сухо, постоянно дующий ветер быстро высушивает прибрежную землю.
Дальнейшее продвижение показывает, что в Норвегии дождь идёт там, где его пережидают. Более того, бывают места, когда тучи выходят из гор в долину и выливают там всё что принесли. Такое может длиться месяцами, хотя рядом, в нескольких километрах будет светить солнце. Приобретя такой опыт мы выезжали в дождь, и пересекали дождевые полосы за день по несколько штук.
Впереди - обязательно будет солнце, а как же! :-)
314:69. 5.30 часов в пути.

7 день, 4 июля, среда.
Borselv - Lakselv - Ytrebillefjord

Начинающийся мелкий дождь ускорил выезд, но вскоре утих. Встречно-боковой ветер и чередующиеся подъёмы и спуски заставили задействовать весь диапазон передач на протяжении 20 км.
Lakselv - небольшой симпатичный городок, на автостанции "Statoil" купил карту за 80 кр., мороженое, узнали цены на продукты. 5 км за городом остановились на месте отдыха, через час подъехали остальные, за это время - начался и закончился дождь, съели мороженое.
Карта была не лишней, но ребята поступили ещё более мудро - разыскали на заправке "Shell" бесплатный атлас Норвегии (с отмеченными заправками "Shell", разумеется :), который оказался во много раз более удобным чем большая карта. Следую их примеру.
До Ytrebillefjord 36 км, дорога вдоль фиорда, солнце нас сопровождает, хотя на горизонте вокруг чёрные тучи. Прозрачная вода фиорда подсвечиваемая солнцем приобрела изумрудно-зелёный оттенок и тёмное небо создают необычные цветовые сочетания. Фотографирую. Дорога в этом месте проходит через национальный парк Stabburnes.
Останавливаемся перед мостом после Ytrebillefjord. Рядом река, хорошее закрытое место от ветра и дороги, неподалёку обнаружили кольцеобразное расположение камней заросших травой, тут же родилось предположение, что это остатки "древнего поселения викингов", кто знает, в таком климате мало что меняется со временем...
Неподалёку на скале возле моря находится маяк, идём рассмотреть поближе. Круглая полусфера высотой в 2-3 метра, диаметром 2м, рядом панель солнечных батарей (???). Побродив вокруг спускаемся к морю. Олег предложит поплавать, я решаюсь на этот подвиг. Северное море жутко холодное (около +8С ) и моё желание окунуться испарилось едва зашёл в воду по колено. погружаюсь с головой и как пуля на берег, - теперь к список "моих" морей увеличился ещё на одно... :о)
Перераспределили груз, (равномерно по 3 кг с каждого), мелкий ремонт велосипедов,

386:72, 5час.


8 день, 5 июля, чт.
Ytrebillefjord - Skaidi - I-саами.

Утро, завтрак, сборы. Оксана собрала на побережье небольшого каменного тролля. Кто знает, е возможно, он простоит здесь не одну сотню лет ...
На выезд начал накрапывать дождь, это уже привычное явление для Норвегии.
Дорога перевалами не загружена, но погода испортилась окончательно - дожь и ветер, хорошо хоть в спину. Перед посёлком Skaidi хороший быстрый спуск, где и разделилась группа. У Олега соскочила цепь. "Помощь нужна? - Нет, догоню!"
После Skaidi дорога разветвляется: прямо на Hammerfest и Nordcapp, налево - Е6, к Alta. Hattern, 238 m.o.h.
Пока мы рассматривали местную сувенирную лавку и "i-центр", Олег стремительно пролетел посёлок "догоняя убежавших нас".
Сейчас уже мы догоняем его.

+30 км. На мосту вижу велосипед Олега - опознавательный знак, сам он прячется от дождя за стеной стоящей неподалёку избушки. Вдали ещё несколько домов, по первому впечатлению вряд ли там есть люди - что-то вроде охотничьих домиков.
Ландшафт унылый - сплошные камни до горизонта, горизонт растворяется в пелене дождя, а что там дальше...?
Остыть от езды помогает ветер и дождь. Стоять совсем холодно, начинаю мелко дрожать. Через 30 мин подъехал Павел.Предстоящая стоянка обещала быть суровой и неуютной. Что делать?
Идём с Павлом к ближайшему дому, может помогут местные жители крышей над головой....
Получилась так что сразу вышли к хозяевам И-центра (этой избушки) - местное коренное население - саами (суоми), по английски они туговато, но ситуация слов не требовала - язык жестов, дождь, ветер, +9С на градуснике, и после недолгих переговоров нас пускают в эту же придорожную избушку.
Перед ней стоит большой чум, в нем разрешают развести огонь (а дров-то нет:), в благодарность за жилище отдали бутылку водки, пожалуй, это единственная ценность, которой мы хоть как-то могли отблагодарить хозяев.
Через 10 мин. саами вернулись и привезли раскладные стулья и, самое главное, керосиновую печку! К этому времени вся группа уже была в сборе, в медицинских целях открыли еще одну бутылку и пустое помещение мигом приобрело жилой вид, печка быстро прогрело небольшое помещение, горячий "Роллтон", чай. За стеной бушует непогода, ветер упорно размазывает дождь по стеклу, а у нас тепло и уютно - хорошо... :о) (...если погода не улучшится, то водки скоро не останется...)
С заднего колеса слетели ещё 2 спицы, и что-то мне говорит, что это не последние.

456:70

9 день. 6 июля.
Alta - Talvik

Утром поблагодарили гостеприимных хозяев, и вот мы снова на дороге. На улице потеплело, +10, ветер встречный, боковой. Впереди город - Alta.
Пока всё идет хорошо, даже различные промахи и непредвиденные препятствия в пути в ближайшем будущем оборачиваются плюсами. Это вселяет оптимизм.
Ночёвка у саами оказалась как нельза более вовремя, практически весь сегодняшний день заняло пересечение безжизненного горного плато и только ближе к Alta появились горы и те же "игрушечные" сосны.
Дорога понемногу сворачивает, и ветер уже просто - сильный и встречный, но погода улучшилась, появилось солнце.
Alta- красивый город, раскинувшийся вдоль фиорда. На берегу, почти у самой воды растут берёзы, как пальмы, очень необычно, - но ведь растут!
Здесь и произошло первое "приключение" - в город въехали вразнобой и искали друг друга несколько часов. Но время идёт, и с большей частью группы выдвигаемся за город, искать стоянку. Остановились за посёлком Talvik, выставили на дорогу условный знак и стали дожидаться отставших товарищей.
Talvik- посёлок небольшой, но вытянут по побережью на добрый киллометр.
Самое интересное, что отставшие товарищи в свою очередь ожидали нас в начале посёлка.
Вот так и искали друг друга. (нескололько дней)
Сегодня пересекли плато Sennalandet, 385 m.o.h. и Sarves, 250 m.o.h.
559/117

10 день 7 июля.
Talvik - Altafjord-Badderen

Солнечное утро, хочется верить, что погода установливается. Вскоре должны нас догнать отставшие товарищи, а пока сушим вещи, идем умываться к ручью, впадающемув фиорд.
Море вылизало в прибрежном камне углубления - естественные ванны с нагретой солнцем водой, приятно побродить в тёплой воде, в море - около +8. Бр-р-р... :)
Пока умываемся - незабываемая картина - по дороге, позвякивая колокольцами неторопливо бредёт стадо северных оленей, штук 15. Мирно так, как коровы в деревне. У некоторых на рогах цветные ленточки.

День действительно замечательный. Примерно через 5 км от стоянки дорога уходит влево и идёт вдоль узкого и живописного Altafjord - один из красивейших фиордов, встречавшихся за всё путешествие. Altafjord - узкий, порядка 2-3 км и длинный (около 20 км) язык моря, глубоко уходит в континентальную часть полуострова. А в конце его, как, впрочем и во всех прочих живописных местах находится отель, кэмпинг, заправка, и др. блага цивилизации.
Вскоре начинается подъём, скорее даже перевал, так как высота уже значительная, исчезает всякая растительность. На самой высоте - шатры саамов.
Стремительный 5-км спуск по извилистой дороге и мы врываемся в посёлок Badderen. Уже вечереет, останавливаемся прямо посередине посёлка на берегу фиорда возле большого камня. Чуть дальше вдоль дороги находим ручей, какие-то доски от разрушенного сарая пошли на костёр, и ужин вскоре готов. Вот сейчас наступает самая приятная минута - тарелка с горячей кашей греет руки (не так уж и тепло к вечеру), на костре ожидает своей очереди чай, сегодня уже спешить некуда. Прислонившись спиной к скале просто смотрю на заходящее солнце, его отражение в фиорде.

Ппродвигаясь на юг, мы движемся навстречу лету - и вот наступает пора одной из замечательнейших природных особенностей этой поры, о которой не зря на все лады твердят путеводители и рекламные "зазывалки" - пришло время красивейших закатов.
Белые ночи уходят дальше на север, и солнце приближаясь к горизонту долго-долго движется вдоль гор, отражаясь медью в водах фиорда, зажигая золотом снежные вершины далёких гор, раскрашивая облака....
Эх....!
:о)
630/71

11 день. 8 июля
Badderen-Storslett-Rotsund. Снова вместе.

Подъём в 6 утра, завтрак. Отставшие товарищи так и не объявились. Решаем двигаться дальше, если сегодня не встретимся, гм... придётся принимать решительные действия...
Небольшие посёлки побережья похожи друг на друга. После Badderen начинается подъём около 10 км, и вскоре становится ясно, что мы уже переваливаем через "ту" гору, которой так недавно любовались вечером.
Подъём выматывает, но открывающийся оттуда вид - дух захватывает, простор открывается необъятный. Синий цвет вод фиорда растворяется в дымке на горизонте, незаметно переходя в небо, скала уходит вниз, гряда на горизонте. Пробую фотографировать - бесполезно, я не знаю как это снять. Рядом остановился мотоцикл - парень с девушкой, французы, "проутюжили" панораму камерой и уехали дальше. В этом месте (как нетрудно уже догадаться) небольшое придорожное кафе.
За длинным подъёмом приятное - такой же длинный спуск. Приходится изрядно вертеть головой, виды на спуске красивейшие, но извилистая дорога и неровности асфальта требуют внимания. Погода просто отличная.
Пройдя примерно 40 км отдыхаем на обочине. В это время подъезжает автомобиль с "пропавшими" товарищами. Нашлись! (...начался сумбур, всё вместе и сразу, - и вопросы и упрёки, объяснения и выяснения кто прав и кто не прав, но всем полегчало, снова вместе...).
Проезжаем Storslett - небольшой городок с пристанью и множеством лодок, за ним очередной подъём около 7 км, для конца дня, пожалуй, даже излишне, но за ним, как и положено спуск и въезжаем в поселок Rotsund
Ищем место, где бы стать, и - вот это находка!!! Посреди посёлка возле протекающей сквозь его речушки в небольшой рощице находим оборудованное место отдыха. Несколько кострищ, одно большое и 2-3-поменьше, скамейки по кругу, столики, гора веток, досок, чуть дальше - бетонная круглая площадка (для танцев?).. Похоже местное население устраивает здесь периодически празднество с стиле "Вилла Баджо".
Речушка впадает в фиорд, Фиорд в этом месте узкий, около 200 м, а "на другой стороне" высокая гора, закрывающеая солнце.
8 вечера, небольшие тучки медленно выплывают из-за горы, неторопливо проплывают вдоль её, и так же неторопливо заворачивают за её. Складывается впечатление, что они водят хоровод вокруг одинокой горы. Солнце выглянуло из-за горы и тут же стало заходить за дальние горы. Фотографирую закат и возвращаюсь в лагерь.
706/76

12 день, 9 июля.
Rotsund-Olderdalen-///-Fagernes

В 9.00 выезд. Дорога идёт вдоль фиорда, на другой стороне которого горы покрытые снегом почти до подножия. Дорога нетяжёлая, больше вниз, и скоровъезжаем в Olderdalen, за 27 NOK с человека переправляемся на пароме до Lyndseiden, пересекаем небольшой остров и опять паромом (21 NOK) от Sventsby до Breidvikeidet и через 24 км пути выходим на Е8.
Впереди намечена днёвка и поездка в Tromso, а пока в ближайшем посёлке (Fagerness) на берегу недалеко возле заброшенного дома разбиваем лагерь. Здесь уже есть старое кострище, дрова.
Осматриваю свой велосипед. Дела неважны, старый дюралевый обод заднего колеса, достаточно хоженый да протёртый тормознвми колодками дал трещину (около 1 см). Жить ему осталось от силы киллометров 500, да и это не жизнь. Завтра буду в городе, поищу замену.
Попытались забросить в море сеть, да разгневалось море, поднялся ветер и её просто выбросило волной на берег. Пришлось эту затею бросить, сеть вытащили обратно, и море тут же успокоилось. Это произошло настолько чётко и быстро, что я мне невольно вспомнились истории о морских жителя и прочем народце, чей покой мы потревожили... :о)
Со стороны фиорда задул ветер, очень необычный, "полосатый" - обычный холодный, то вдруг неожиданно ощуитимо тёплый слой, как от фена, и снова холодный. Вместе с ним похоже приближается дождь.

С седьмого по десятый день и происходит перестройка организма на постоянные интенсивные нагрузки и новый рацион питания. Чувствуется нехватка каллорий, но на аппетит никто не жалуется.
К этому времени становится понятно, что рацион нужно увеличивать, этот вопрос активно обсуждается, и решаем завтра в городе докупить продуктов (рис, маргарин, кукурузные хлопья).
781/75

13 день, 10 июля.
Tromso.

До города около 30 км. Город начинается незаметно, всё чаще встречаются дома, постройки, и если бы не дорожный указатель "Tromso 10", догадаться, что за город трудно, мол, и так все знают. В то же время небольшие посёлки, и даже "места существующие только на карте" наоборот, имеют очень яркие указатели, а порой и красочные опознавательные щиты на въезде.
Тромсо - первый крупный город на пашем пути. Из-за своего необычного расположения (большая часть города располагается на острове и сообщается с материковой частью мостами) его здесь называют "Северной Венецией". Дома расположены террассами, повторяя ступеньками гористую часть острова.

Спрашиваем и находим Инфо-центр, разделяемся. Необходимо, рассмотреть город, сделать необходимые покупки, мне же - найти веломагазин.
Записей в этот день и в последующие о городе так и не сделал, - ни сразу, ни после так и сложилась картина города, Тромсо большой... ...без особых ярких моментов, просто россыпь впечатлений - кусочков мозаики, каждая из которых похожа на другие и одновременно другая...

Возвращаемся к стоянке, начал накрапывать дождь, пока есть время забираюсь с инструментами в заброшенный дом и начинаю менять обод задного колеса. Это я делаю впервые, но деваться некуда, да и нехитрое это искусство по сути своей если знаешь что нужно делать... :о)
Старые спицы поддаются с трудом - это ещё одно препятствие. На перетяжку, балансировку колеса ушло около двух часов, результатом пока доволен, а дорога покажет. Старый обод в буквальном смысле прохудился, тормозные колодки протёрли стенки местами до толщины фольги, а образовавшаяся в одном месте трещина (около 4х см) подрезала стенку покрышки (глубокая царапина на резиновой оболочке). Самый простой обод обошёлся в 140 NOK (около 12$). В Минске такой стоил 6$.
К месту стоянки подошла женщина из соседнего дома, спросила кто мы и что здесь делаем. Рассказываем, внимательно выслушивает, удовлетворённо кивает головой, просит чтобы мы не жгли костры кроме как в оборудованном кострище. Убедившись, что её новые "соседи" вполне цивилизованны - уходит.
На протяжении пути стоянки старались выбирать подальше от домов и людей, стараясь не привлекать внимание местных жителей, но случалось останавливаться и посреди посёлков. При возможности спрашивали разрешения на стоянку у предполагаемых хозяев земли, у них же (особенно в южных землях) брали питьевую воду. Местные жители, выслушав охотно шли навстречу и мы, в свою очередь, старались оставлять после себя стоянку в "лучших традициях экологического туризма".
В этом месте впервые встретился гнус - мельчайшая мошка поднимается с травы, стоит только по ней пройтись и впивается в открытую кожу. Взятые с собой реппеленты с различной степенью эффективности отгоняющие комаров оказались бессильны против мошки Но поскольку было довольно сыро, мошка выше травы не поднималась, и джинсы да шерстяные носки хорошо справлялись с защитой, но стоит только присесть... Бр-р-р-р.....
Больше такая пакость на попадалась, а вдоль побережья почти всегда есть ветер сдувающий и тех и других...
К слову, о реппелентах, - хорошо себя зарекомендовал "Комарекс" и "Аутан" (Герм.). Аутан был карандаш и спрей, спрей более удобен - можно обработать и кожу и одежду, но менее стоек чем карандаш. "Биозащита" вела себе средне-непонятно - вроде и отпугивала кровососов, а вроде и не всегда...

14 день, 11 июля
Fagernes - Heia

Почти весь день шёл дождь с перерывами. Движемся по E8, после Nordjokst снова выходим на E6. Запланировали остановиться возле пос. Heia.
Heia оказалось местом на карте и пунктом остановки проезжающих мимо путешественников. На вершине перевала находится очень симпатичное уютное кафе выполненное в виде большого саамского жилища.
На улице сыро и холодно, дует ветер..., посреди шатра горит в каменном очаге огонь, вокруг сложены в невысокой поленнице сухие дрова, можно просто присесть на них, погреть замёрзшие руки, подбросить дров в огонь. Звучит приятная музыка, очень уютная и теплая атмосфера, можно заказать кофе, посидеть за столиком. что ещё нужно для уставшего путешественника... ;о)
Приехали байкеры, замёрзшие, на негнущихся ногах - и сразу поближе к огню. Через некоторое время одна из приезжих так и заявила: "Я отсюда не уеду!" :о)
...
Мало-мальски подходящее место для стоянки нашли в 6 км ниже Heia перед небольшой речкой.

864/83

15 день, 12 июля
Heia-Andselv-Settermoen-Fossbaken

продолжение следует...

 

 

 

 

Hosted by uCoz