Общая характеристика района путешествия.

Река Черный Черемош берет начало в Карпатах. Хребты украинских Карпат простираются с северо-запада на юго-восток более чем на 250 км. Ширина горного сооружения около 100 км, а площадь до 24000 кв.км. Песчаннико-сланцевые хребты густо изрезаны глубокими поперечными долинами рек Тисы, Днестра, Прута и их притоков.
Под влиянием господствующих западных воздушных течений сдесь формируется умеренно-континентальный климат с достаточным и избыточным увлажнением, мягкой зимой и нежарким летом. Реки отличаются паводковым режимом на протяжении всего года.
Летне-осенняя межень многократно нарушается высокими интенсивными дождевыми паводками, не менее часты повышения уровня воды и в зимний период. Пригодными для сплава реки становятся в период весеннего паводка.
Куполообразные вершины и широкие гребни наивысших хребтов заняты субальпийскими реже альпийскими лугами. Древне ледниковые кресловины покрыты зарослями соснового, можжевелового, и зелено-ольхового криволесья. Ниже - царство лесов. Сначала широкий пояс еловых, пихтово-еловых лесов, а ближе к днищам долин - буковые. В южных предгорьях сохранились значительные массивы дубрав. От верхних границ леса к подножью гор сплошной ковер лесов разрывается все большими окнами сенокосных лугов - прилук или царинок, а далее, на холмах и долинах предгорий господствуют сады, пашни, виноградники (фото №1).
Богатые природно-климатические условия Украинских Карпат благоприятствуют развитию различных видов туризма и отдыха. Штрокие возможности открываются в Карпатах для спортивного и самодеятельного туризма. В целях сохранения горной природы в Карпатах- создана сеть заповедников и заказников. Наиболее значительные - Карпатский государственный заповедник в Закорпатье и Карпатский государственный природный национальный парк в Ивано-Франковской области.


Общая характеристика маршрута

Маршрут начинается от поселка Берды. Активную часть маршрута можно разбить на четыре участка:
I. Пос. Берды - пос. Устерики,
II. Пос. Устерики - станция Вижница,
III. Станция Вижница - устье Черемоша,
IV. Устье Черемоша - р.Прут до Черновцов.
Первый участок - это река Черный Черемош (схема 1). Общая протяженность реки 65 км, характеризуется насыщенностью порогов, непрерывно следующих один за другим, сильными прижимами. Падение - 14 м. на 1 км.
Второй участок - до станции Вижница, протяженность р.Черемош 43 км., хорактеризуется порогами средней сложности, сильными прижимами.
Третий участок - до устья Черемоша 61 км.,река разбивается на множество протоков, много перекатов, мелей, опасных участков с торчащими стволами деревьев и коряг. Приходится быто внимательным при выборе линии движения.
Четвертый участок - р.Прут, ее протяженность до Черновцов - 32 км. Река полноводна, имеются перекаты и мели.

Подъезды

Из г.Молодечно до г. Минска - электропоездом отправлением 6.03.,из Минска до Бреста поездом Минск-Брест отправлением 8.30., далее до станции Коломые поездом Брест - Черновцы отправлением 17.00. Прибытие в Коломые в 11.30. Далее можно добираться маршрутным автобусом Коломые - Буркут (отправление в 15.00), но в предпраздничные дни автобус переполнен и сесть со снаряжением невозможно. Поэтому группа забрасывалвсь на маршрут с помощью частного микроавтобуса. На место прибыли в 19.00.
Обратно группа возвращалась поездом Черновцы - Брест, отправлением в 18.30. Прибытие в Брест в 13.30. Если взять передварительно билеты на обратный выезд до Минска то можно уехать поездом Брест - С.Петербург отправлением в 14.06. Без предварительного билета можно уехать только электропоездом в 18.30, который прибывает в Минск 0.30. До Молодечно добирались поездом Москва - Гродно отправлением 2.21., Прибытие в Молодечно в 3.30.


Техническое описание маршрута

Группа прибыла на место примерно к 19 часам. Лагерь разбили но правом берегу ниже пос.Берды.
Первый день маршрута.
После сбора катамаранов (фото2-4), группа провела тренировку для отработки техники маневрирования на горной реке, т.к. у больштнства участников группы не было опыта сплава по горным рекам на катамаранах (фото 5). Во второй половине дня вышли на маршрут. Через 15 мин. сплава - небольшой порог "Верхние Берды".
Ориентир: метров за 50 до порога дорога по левому берегу спускается к самой воде и тут же начинается подъем. Там, где дорога подходит к воде стоят дома, выше домов нет. Осмотр порога лучше проводить с левого берега. Проходить порог лучше ближе к левому берегу, точно входя в сливы.(фото 6).
В километре от порога "Верхние Берды" находится порог "Нижгие Берды".
Река делает левый поворот и на повороте виден на левом берегу крутой откос, правый берег пологий. По большой воде порог проходили по основному сливу.
До села Зеленое несколько небольших шивер, подвесных и деревянных мостов (фото 7). В конце села хорошее место для стоянки на правом берегу (фото 8-9). Сдесь остановились на ночевку. Вечером был праздничный ужин (Пасха) с шашлыками. В селе Зеленое есть почта, магазин.

Второй день пути:
На маршрут вышли после 11 дня, т.к. световой день в горах начинается довольно поздно и необходимо время для просушки палаток. Этот участок реки характеризуется шиверами, прижимами на поворотах. До порога "Дембронь" 9 км. Не доходя 1 км. до порога есть низкий деревянный мост в селе Топильче. Необходимо быть внимательным при прохождении моста, в большую воду возможен обнос.
Порог "Дембронь" (схема 2-3) состоит из трех ступеней. Начало первой ступени в большую воду определить трудно. Первую ступень проходили со взаимной страховкой с воды. Здесь сильные прижимы к левому берегу, поэтому необходимо постоянно уходить вправо. В конце первой ступени слева впадает речка Дембронь, перед ней подвесной пешеходный мостик. Здесь можно зачалиться для осмотра второй ступени к левому берегу. Осмотр с левого берега Вход в главный слив второй ступени порога усложнен хаотически разбросанными камнями. Организовали страховку с берега. Порог проходили следующим образом: заходя справа у большого камня, смещались влево и по главному сливу уходили вправо, оставляя валы с навалом на обрывистую каменистую стенку, справа (фото 10-11).
В конце второй ступени подвесной мост. За ним третья ступень, она характеризуется навалами и прижимами. Проходили по основной струе с взаимной страховкой с воды. За третьей ступенью порога несколько шивер с раздвоенными руслами, проходили их по основной струе. Но ночевку остановились перед порогом "Белая кобыла" на правом берегу.

Третий день пути:
Порог "Белая Кобыла": ориентир - остатки ряжевой стенки по левому берегу, по правому берегу выступающая скала, и рядом с ней незаметный с воды большой обливняк. После поворота река делится на две протоки, левая протока не проходима. Проходили по правой протоке, справа от основного потока и на "реверсе" проходили препятстия (фото 12). Сразу же за порогом - подвесной мост (фото 13). После подвесного моста на правом берегу хорошее место для стоянки. Через 100-150 м. после моста поворот влево с обливным камнем у правого берега, проходили левее основной струи.
Через 300-400 м.после моста слева впадает речка Быстрец, после которой начинается порог "Быстрец". В большую воду порог представляет собой длинный участок реки с множеством подводных камней у берега и большими стоячими валами на основной струе. Порог проходили со взаимной страховкой с воды, т.к. линия движения хорошо просматривалась а камни покрыты водой (фото 14-16).
Через 300-350 м. порог "Верхний Гучок". Осмотр слева, осматривали одновременно пороги "Верхний Гучок" и "Гук". Ориентир - начало ряжевой стенки на правом повороте реки. Порог проходили следующим образом: Входили в порог правее основного слива лавируя между камнями на входе, затем на реверсе по правому краю основного слива проходили порог (фото 17, схема №3). Можно зачалиться на левом берегу сразу же за ряжевой стенкой. Но группа проходила сразу же порог "Гук", т.к. посмотрели его заранее.
Порог "Гук" располагается за левым поворотом реки в 300-400 метрах от порога верхний гучок. Это один из самых значительных и сложных порогах на Ченом Черемоше. Здесь река врезается в скальные породы и сужается до 10-15 м., образуя крутой и мощный слив и косыми валами. Была организована страховка с берега и с воды. Группа проходила порог следующим образом: после поворота заходили у левого берега, потом смещались вправо и по левой стороне основного слива проходили препятствия. Первый экипаж зачаливался у левого берега, пересекая струю с косыми валами (фото 18-19, схема№4).
За поворотом после порога "Гук" начинается порог "Нижний Гучок". С правого берега выступает скала, образуя сужение реки и прижим к левому берегу. Проходили держась правее основного потока, избегая навала на левый берег. Первый экипаж чалился справа на отмели для организации страховки и фотографирования.
После правого поворота и подвесного мостика начинается порог "Илецкий" Хорошим ориентиром служит одиночное здание лесничества на левом берегу за впадающей речкой Илицей. Река делится на три протоки, порог проходили по центральной протоке по основной струе с взаимной страховкой с воды (схема №5). Остановились на ночевку за мостом на правом берегу.

Четвертый день пути:.
Река становится более спокойной, хотя скорость течения остается высокой. До райнного центра Верховина 1-1.5 часа ходового времени. Здесь имеется почта, телеграф, магазины, кафе. Группа совершила небольшую экскурсию по городу. Ниже Верховины река становится шире. В селе Криворивня начинается порог "Криворивня", находится на правом повороте реки. Ориентир - церковь на левом берегу. Проходили со взаимной страховкой с воды. Шли по основной струе, уходя от навалов на правый берег.
За деревней Верхний Ясенев после подвесного моста река уходит вправо и через 800 м. на левом повороте порог "Ясиновский" (схема №6). Ориентир - отвесная скала у правого берега уходящая прямо в воду. Проходили по основной струе смещаясь влево минуя валы и прижим к правому берегу (фото 20), страховка с воды. Через два км. - деревня Ривня. В трех километрах ниже ее слияние Белого и Черного Черемоша, где на правом берегу хорошее место для стоянки, на левом берегу - село Устерики, где есть магазин, кафе.

Пятый день пути.
Начинается второй участок маршрута - р. Черемош. Средний уклон реки - 3.5 м. на километр. На этом участке река меняет свой характер. Русло реки везде расширяется, становится глубоководным, скорость течения остается высокой , удлиняются плесы которые заканчиваются мощными, быстрыми но короткими порогами.
В конце села Устерики порог "Устерики", в большую воду особых трудностей не представляет, проходили со взаимной страховкой с воды (фото 21). После впадения по правому берегу реки Путилы начало порога "Усть-Путиловский". Здесь река разделяется на две протоки. Проходили порог по левой протоке по основной струе со взаимной страховкой с воды. Через 8-9 км. на левом берегу село Белорезка, где располагается порог "Белорезка" (схема №7). Каменистый остров делит реку на две протоки: левая протока мелкая со множеством камней в русле. Проходили порог по правой протоке со взаимной страховкой с воды (фото 22).
Примерно через час хода в конце села Ростоки есть место для стоянки но правом берегу. Стоянка оборудована. В селе есть магазины, базар.

Шестой день пути.
За селом Захарычи порог "Кетлищи" (схема №8). Порог проходили со взаимной страховкой с воды (фото 23). Через 1.5 км. после села В.Рожен порог "Сокольский". Ориентир - на левом берегу крутая скала, вдоль реки автомобильная дорога. Осмотр с левого берега. Порог проходили по основной струе уходя от прижима к левому берегу и от косых валов. Страховка с воды (фото 25). Через шесть км. город Вижница. Перед городом горы расступаются но река остается быстрой. При прохождении автомобильного моста необходимо быть внимательным, т.к. возможен прижим к арке моста.
В городе Вижница есть магазин сувениров, где можно приобрести изделия местных народных промыслом.

Начинается третий участок маршрута. За городом Вижница река Черемош совершенно меняет свой характер: пороги исчезают, из русла реки берут гравий, река выходит из гор, резко петляет, но скорость течения остается высокой. Перекаты чередуются с плесами, часто река делится на несколько рукавов, много островов, на поворотах нередко можно встретить отмели. При поворотах возможны прижимы к берегу опасность представляют низко растущие деревья. Возникают определенные трудности при выборе места стоянки и зачаливания, берега часто болотистые, заросшие кустарником. За деревней Кабаки на правом берегу после поворота реки хорошее место для стоянки. За 20 метров до выхода на берег заметно старое русло реки. На месте стоянки есть несколько небольших озер с очень чистой водой, образовавшихся на месте старых карьеров.

Седьмой день пути:
Характер реки не меняется, по прежнему много мелей, приходится лавировать, на наиболее мелких участках приходится проводить катамаран. На этом участке желательно идти в пределах видимости, т.к. можно проходить маршрут разными руслами и надолго потерять друг друга из вида. На ночевку остановились в районе деревни Княже в шести километрах от нее находится железнодорожная станция в поселке Вашковцы откуда при необходимости можно уехать в Черновцы либо Ивано-Франковск.

Восьмой день пути:
До реки Прут 30 - 35 минут хода. Река по прежнему распадается на множество рукавов разделенных отмелями и островками. Начинается четвертый участок маршрута.
Характер реки Прут после впадения в нее Черемоша меняется незначительно. Ширина реки 150 - 200 м., скорость течения падает до 6 - 8 км. в час. По берегам много населенных пунктов, естественных препятствий кроме нескольких перекатов нет. На ночевку остановились в пригороде Черновцов.

Девятый день пути:
Вышли на маршрут рано, в Черновцах остановились сразу же за автомобильным мостов. После сушки катамаранов и их упаковки мы на вокзале. Совершили экскурсию по городу, в центре города на площади находится краеведческий музей который посетила группа. Оттуда же, по улице В.Кобылянской можно попасть в художественный салон, приобрести сувениры, предметы народного творчества. Чуть далее находится магазин "Алко" в котором можно приобрести хорошие виноградные вина по ценам производителя.


Выводы и рекомендации

Водное туристское путешествие по рекам Черный Черемош, Черемош, Прут отвечает требованиям, предъявляемым к путешествиям третьей категории сложности и может быть расчитана на технически и физически подготовленную группу туристов. Наиболее сложные пороги - Дембронь, В.Гучок, Гук. Пороги расположены на относительно небольшом участке в начале маршрута поэтому необходимо этой части маршрута уделить наибольшее внимание. Ниже г.Вижницы река особого интереса не представляет, поэтому более интересным было бы прохождений Черного и Белого Черемоша, Заброситься на Белый Черемош можно от поселка Устерики. После слияния Белого и Черного Черемоша пройти можно только до Вижницы, а оттуда уехать в Черновцы поездом. Но возможно что река Белый Черемош окажется маловодной. Наиболее оптимальным временем для совершения данного путешествия является конец апреля - начало мая. В это время уровень воды максимальный в году, а погода довольно устойчива. Обилие населенных пунктов упрощает обеспечение группы продуктами - цены на продукты примерно соответствуют отечественным. У местного населения большим спросом пользуется изолента, рыболовные крючки, волейбольные мячи и при возможности можно выгодно приобрести продукты (молоко, яйца, баранина и тд.). Местное население настроено доброжелательно,охотно идет на контакт.
Все пороги пройдены членами группы без аварий, получены навыки преодоления препятствий: порогов, шивер, перекатов, прижимов и тд. Подтвердились хорошие мореходные качества катамаранов "Кулик".

Смета расходов

Вид расходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .На 1 чел.руб. . На группу, руб.
Проезд Молодечно-Коломые . . . . . . . . . . .5328 . . . . . . . . . .63938 ($67)
Черновцы-Молодечно . . . . . . . . . . . .. . . . .5577 . . . . . . . . . .66924 ($70)
Заброска Коломые - пос. Берды (100км) . .2778 . . . . . . . . . .33250 ($35)
Питание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8000 . . . . . . . . . .96000 ($102)
Аренда катамаранов . . . . . . . . . . . . . .. . . . .4750 . . . . . . . . . .57000 ($60)
Итого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20000/$21 . . . . . .240000($253)

 
Hosted by uCoz